Мэтры следующих поколений.

Мэтры следующих поколений: византиец Аль-Адли, чемпион 80—80 гг. и учитель потомков; победивший его в матче 80-го года среднеазиат Ар-Фази, перс Сехарши. Знаменит ученик Ас-Сули Ладжладж (упоминавшийся). Рукопись XV века приводит еще имена «али»: Джелалетдин из Нахичевани, Мухамед Казруни, Сурх Щатранжи, Авдаллах Хорезми (мансубы последнего прекрасны), но идентировать время и последовательность чемпионов затруднительно. Пожалуй, двое величайших: еврей Аль Мааварди — интеллектуал, автор работ по филологии, философ, бывший чемпионом вторую половину IX века и начало X, и победивший его в матче 90-го года Ас-Сули (примерно двадцатилетним). В мусульманском мифе и историографии последний — символ шатранга; по сей день высшая похвала: «играет, как Ас-Сули».

Предшественник, видимо, не уступал мастерством, но — иноверец: арабская традиция его «приглушает», дабы оттенить сияние любимца. Думаю, почти не вина Ас-Сули: гению, обладавшему независимым и бескомпромиссным характером, пошлость «не по амуниции».

Абу Бакр Мухаммад Бен Яхья ас-Сули — принц крови из области Сула: между Средней Азией и Ираном, в теперешней Туркмении (дед — туркмен). Состоял «полузаложником» при дворе халифа. Испытанная практика: во избежание бунтов и войн между наследниками детей из знатных кланов воспитывали под присмотром «недремлющего ока». Заодно — обогащая столицу доброй кровью и готовя приверженцев на местах. Ас-Сули — знаменитый автор «Листков со сведениями об Аббасидах и их поэзии» — эпоса Аббасидов и эпохи. Собиратель домусульманского фольклора, философ, историк, автор двух трактатов о шатранге (дошедших частями), анализов табий и мансуб, блестящий этюдист… «Человек Возрождения» — с той (главной) добавкой, что духовный практик: не буквально суфийской — но родственной ей традиции. При жизни непобедим и легендарен, «человек свободы», словами — резковат. «Вначале мне было неприятно читать его пренебрежительный отзыв о шахматистах-современниках, но, проверив анализы, я понял, что он, видимо, имел на это право». Слишком умных и самостоятельных привечают не во все времена: когда в 90-м году к власти добрался жестокий тиран халиф Аль Мутдаки, Ас-Сули едва успел бежать от искавших его смерти придворных. Последние 6 лет провел на родине, скрываясь, в нищете — до смерти в 96-м году.

Отныне шатранг впал в некоторое окостенение: современники говорили, что принц «исчерпал искусство». Будут еще блестящие мастера, школы, философии — уровень Аль Мааварди и Ас-Сули недостижим. Правила общеизвестны еще в XV веке, отчасти — до наших дней — но, проникая в Европу и соприкасаясь с ментально- стью ее народов, шатранг начинает медленно меняться и порождать «новые шахматы».

Потомкам Яфета и Эйсава стратегический, полумедитативный шатранг двоюроден. Динамизация правил, «вливание» в национальный характер — постепенно нарастающий мотив. На юге, востоке и западе Европы сталкиваются и переплетаются культуры: языческая, христианская, мусульманская, иудейская. В котле варились, подмешивая соли, и шахматы. Наша любимица — результат одного сочетания кровей и импульсов с «мавританским» стилем архитектуры, схоластикой, прелестными смуглянками Севильи…

Удивительно игра пластична: столетия находить отклик у людей совсем неподобных — оставаясь собой!

Поначалу европейцы берут шахматы с чрезвычайным пиитетом: «свет с Востока». Но — «жить надо», и веку к XI—XII их неоднократно (и небезуспешно) превращают в игру азартную. «Красная линия» ушла… Немало будет песен, притч и славословий, трактат Цессолиса займет второе место по числу сохраненных копий (после Библии!) — но высокую несомненность, место у главы культуры шахматы с XII—XIII века начинают утрачивать. Значит, изменился мир. Го, оберегая кастовость, почти удержало глаз прошлого; шахматы, которые полуаристократизм, полудемократизм болтает на всех зыбях эпох, — превращаются в зеркало, автопортрет истории.

Источник: http://vseo-sporte.ru

Добавить комментарий